Конспект урока.
Тема: Отравляющие
вещества и личная
безопасность.
Тип: интегрированый.
Цели:
- дать знания об АХОВ и ХОО;
- довести до учащихся основные понятия об АХОВ и ХОО и их
опасности;
- классифицировать крупнейших потребителей АХОВ
План:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового учебного материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.
Ход урока.
Приветствие. Проверка присутствующих.
II.
Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы должны с
Вами вспомнить материал предыдущих уроков, разгадав кроссворд.
1)
Кроссворд «Радиация», его нужно выполнить на компьютере
(буквы заглавные)
2)
Кроссворд на доске
- Кто знает, что означает эта
аббревиатура АХОВ? (аварийно химически опасные вещества, верно. Откройте
учебник на странице 52 и прочитайте в 3 абзаце, что понимают под АХОВ). А
называются они так с 1994 года, раньше использовалась аббревиатура СДЯВ
(сильнодействующие ядовитые вещества).
Это и есть тема нашего урока. Запишите на
доске и в тетрадях «Опасные
химические вещества и объекты» (сл.1)
- С какими еще понятиями
ассоциируется у вас понятие химически опасные вещества. За 30 секунд запишите
несколько словосочетаний в поурочном листе в колонку «Что я знаю»
- Итак, что вы уже знаете?
- У вас есть какой-то личный опыт
взаимодействия с химически опасными веществами? (Что, никто даже градусник с
ртутью в детстве не разбивал?)
- Теперь запишите во 2 колонку, что
вы хотите узнать по этой теме (1 минута)
-
Афишируйте, что вас интересует по этой теме? (Нужно знать свойства
вещества, характер их влияния на организм? Нужно знать, где они
используются? А какие крупнейшие аварии
случались на химических объектах – это вас интересует?
- Сегодня мы подробно поговорим об опасных химических веществах, их
характеристиках, поражающих факторах. (сл.2)
Запишем определение химически опасных веществ в тетрадь: Опасное химическое вещество –
химическое вещество, прямое или опосредованное воздействие которого на
человека может вызвать острые и хронические заболевания людей или их гибель.
(сл.3) Все опасные химические вещества делятся на 3 группы: аварийно
химически опасные вещества;
боевые отравляющие вещества; вещества,
вызывающие преимущественно хронические заболевания.
(сл.4) Мы будем изучать только аварийно
опасные вещества, то есть только ту
группу веществ, которая может представлять опасность в аварийных ситуациях.
Запишем определение в тетрадь.
Аварийно химически опасные вещества – опасные
химические вещества или соединения, которые при проливе или выбросе в
окружающую среду способны вызвать поражение людей, животных, а также заражение
воздуха, почвы, воды, почвы, растений и других объектов.
- Посмотрите в
раздаточный материал «АХОВ». Сколько веществ в этом списке? (34) Плюс ещё 17
наиболее распространенных опасных химических соединений. Это: компоненты
ракетного топлива;
отравляющие
вещества: фенол, бензол, концентрированная азотная и серная кислоты, анилин и
др.
- Есть ли в этом
списке знакомые названия? Назовите.
- Как вы думаете, почему нужно о
них знать? Где они встречаются? (на ХОО – откройте страницу 53 и прочитайте в 1
абзаце, что такое ХОО) (сл.5) Запишем
в тетрадь определение.
Химически-опасный объект (ХОО) - это предприятие, на котором при аварии могут произойти массовые поражения
людей, животных и растений, а также химическое заражение окружающей среды.
- Какие объекты относятся к ХОО,
какие вещества на них используются, выясните, прочитав стр 53.
(сл.6) Перед вами классификации ХОО. На какие же виды они делятся?
(сл.7) Какие опасные вещества используются в коммунальном
хозяйстве? В сельском хозяйстве? …
(Чёрная и цветная металлургия (хлор, аммиак,
соляную кислоту и т.д.)
Целлюлозно-бумажная промышленность (хлор,
аммиак, сернистый ангидрид, сероводород, соляная кислота)
Машиностроительная и оборонная промышленность
(хлор, аммиак, соляная кислота, водород фтористый)
Коммунальное хозяйство (хлор, аммиак)
Медицинская промышленность (аммиак, хлор,
фосген, нитрил акриловые кислоты, соляная кислота)
Сельское хозяйство ( аммиак, хлорпикрин,
сернистый ангидрид)
- Итак, на ХОО могут произойти
аварии. А какие ЧС произошли за последнюю неделю?
- Были ли среди них аварии на
химически опасных объектах?
На территории Российской Федерации
насчитывается более 3300 химически опасных объектов.
- Какие химически опасные объекты
существуют в Торезе? (ж/д, автозаправки)
- Были ли у нас аварии на этих объектах?
(выброс аммиака спиртозаводом Аркадака, заражение воды в реке Хопер)
- Хорошо, что серьезных катастроф
не было, но знать о них и быть готовыми к ним нужно всегда.
(сл.8) А теперь давайте поговорим о химически опасных объектах. Например, ОАО
“Крекинг” (рисунок 1) использует серную кислоту для очистки нефтепродуктов.
(сл.9) АО
“Техстекло”, АО “СЭПО” (рисунок 2) и другие предприятия используют аммиак.
(сл.10)В
случае аварии на одном только АО “Нитрон” (рисунок 3) возможен выброс 40 тонн
хлора и 645 тонн акриловой кислоты.
АО
“Техстекло”, АО “СЭПО” (рисунок 2) и другие предприятия используют аммиак.
(сл.11) Государство уделяет большое внимание защите населения от
воздействия АХОВ. Требования к эксплуатации АХОВ отражены в ФЗ «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов» 21 июля 1997 г .
(сл.12) В нем обязывают каждому ХОО определить класс опасности и
соответствующий ей размер
санитарно-защищённой зоны. Для I класса – 1000 м ., для II – 500 м ., для III – 300 м ., для IV – 100 м ., для V – 50 м . Вы
можете выполнить исследовательскую работу о ХОО Балашова: выяснить, соответствует ли размер санитарно-защищённой
зоны классу опасности этого предприятия?
(сл.13) В нашем регионе тоже принята областная
программа «Система химической и биологической безопасности ДНР на 2016 год». С мероприятиями,
предусмотренными этой программой, познакомимся на следующих уроках, а сегодня
лишь назовём 6 самых химически опасных населённых пунктов области, отмеченных в
этом документе: г.г.Донецк, Макеевка, Харцизк,
Зугрес, Горловка, и т.д..
Физкультминутка
Учитель: А сейчас поработаем в
группах. Представьте, что вы
представители средств массовой информации (СМИ). Ваша задача - донести до
населения информацию о конкретном химическом веществе. Вы должны по
раздаточному материалу «Характеристика некоторых
наиболее распространенных АХОВ» подготовиться к публичному выступлению, указав
характеристики вещества, его влияние на человеческий организм. Прежде, чем вы
приступите к работе, сделайте в тетради таблицу, мы заполним в таблице первые 3
колонки, 2 последних будем заполнять по мере изучения на следующих
уроках). (ученики читают 5 минут, затем
рассказывают, остальные во время ответа
товарища делают записи в таблице)
(сл.14)
Все химические вещества делятся на четыре
класса: чрезвычайно опасные; высокоопасные; умеренноопасные; малоопасные.
Из
чрезвычайно опасных выберем ртуть. (рассказ).
Из
высокоопасных– синильная кислота (рассказ).
Из
умеренно-опасных сероводород (рассказ).
К мало
опасным относится аммиак. О нём и о высокоопасном хлоре вы найдёте материал в
учебнике, и дома внесёте их в таблицу. Это очень важно, так как это самые
распространённые вещества, применяемые на ХОО.
III.
Что нового узнали на сегодняшнем
уроке? Запишите в 3 колонку. Что такое АХОВ, ХОО?
Домашнее задание: Сообщения о крупнейших авариях на ХОО, ХОО в ДНР
Комментариев нет:
Отправить комментарий