Гражданская оборона

Конспект урока.
Тема: Отравляющие вещества и личная безопасность.
Тип: интегрированый.
Цели:
- дать знания об АХОВ и ХОО;
- довести до учащихся основные понятия об АХОВ и ХОО и их опасности;
- классифицировать крупнейших потребителей АХОВ
План:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового учебного материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.
Ход урока.
I.
Приветствие. Проверка присутствующих.
II.
Прежде чем  перейти к изучению новой темы, мы должны с Вами вспомнить материал предыдущих уроков, разгадав кроссворд.
1)      Кроссворд «Радиация», его нужно выполнить на компьютере (буквы заглавные)

2)      Кроссворд на доске
- Кто знает, что означает эта аббревиатура АХОВ? (аварийно химически опасные вещества, верно. Откройте учебник на странице 52 и прочитайте в 3 абзаце, что понимают под АХОВ). А называются они так с 1994 года, раньше использовалась аббревиатура СДЯВ (сильнодействующие ядовитые вещества).
 Это и есть тема нашего урока. Запишите на доске и в тетрадях «Опасные химические вещества и объекты» (сл.1)
- С какими еще понятиями ассоциируется у вас понятие химически опасные вещества. За 30 секунд запишите несколько словосочетаний в поурочном листе в колонку «Что я знаю»
- Итак, что вы уже знаете?
- У вас есть какой-то личный опыт взаимодействия с химически опасными веществами? (Что, никто даже градусник с ртутью в детстве не разбивал?)
- Теперь запишите во 2 колонку, что вы хотите узнать по этой теме (1 минута)
-  Афишируйте, что вас интересует по этой теме? (Нужно знать свойства вещества, характер их влияния на организм? Нужно знать, где они используются?  А какие крупнейшие аварии случались на химических объектах – это вас интересует?
- Сегодня мы подробно поговорим об  опасных химических веществах, их характеристиках, поражающих факторах. (сл.2) Запишем определение химически опасных веществ в тетрадь: Опасное химическое вещество – химическое вещество, прямое или опосредованное воздействие которого на человека может вызвать острые и хронические заболевания людей или их гибель.
(сл.3) Все опасные химические вещества делятся на 3 группы: аварийно химически опасные вещества;
 боевые отравляющие вещества; вещества, вызывающие преимущественно хронические заболевания.
(сл.4) Мы будем изучать только аварийно опасные вещества,  то есть только ту группу веществ, которая может представлять опасность в аварийных ситуациях. Запишем определение в тетрадь.
Аварийно химически опасные вещества – опасные химические вещества или соединения, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать поражение людей, животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, почвы, растений и других объектов.
- Посмотрите в раздаточный материал «АХОВ». Сколько веществ в этом списке? (34) Плюс ещё 17 наиболее распространенных опасных химических соединений. Это: компоненты ракетного топлива;
отравляющие вещества: фенол, бензол, концентрированная азотная и серная кислоты, анилин и др.
- Есть ли в этом списке знакомые названия? Назовите.
- Как вы думаете, почему нужно о них знать? Где они встречаются? (на ХОО – откройте страницу 53 и прочитайте в 1 абзаце, что такое ХОО) (сл.5) Запишем в тетрадь определение.
Химически-опасный объект (ХОО) - это предприятие, на котором  при аварии могут произойти массовые поражения людей, животных и растений, а также химическое заражение окружающей среды.
- Какие объекты относятся к ХОО, какие вещества на них используются, выясните, прочитав стр 53.
(сл.6) Перед вами классификации ХОО. На какие  же виды они делятся?
(сл.7) Какие опасные вещества используются в коммунальном хозяйстве? В сельском хозяйстве? …
(Чёрная и цветная металлургия (хлор, аммиак, соляную кислоту и т.д.)
Целлюлозно-бумажная промышленность (хлор, аммиак, сернистый ангидрид, сероводород, соляная кислота)
Машиностроительная и оборонная промышленность (хлор, аммиак, соляная кислота, водород фтористый)
Коммунальное хозяйство (хлор, аммиак)
Медицинская промышленность (аммиак, хлор, фосген, нитрил акриловые кислоты, соляная кислота)
Сельское хозяйство ( аммиак, хлорпикрин, сернистый ангидрид)
- Итак, на ХОО могут произойти аварии. А какие ЧС произошли за последнюю неделю?
- Были ли среди них аварии на химически опасных объектах?
На территории Российской Федерации насчитывается более 3300 химически опасных объектов.
- Какие химически опасные объекты существуют в Торезе? (ж/д, автозаправки)
- Были ли у нас аварии на этих объектах? (выброс аммиака спиртозаводом Аркадака, заражение воды в реке Хопер)
- Хорошо, что серьезных катастроф не было, но знать о них и быть готовыми к ним нужно всегда.
(сл.8) А теперь давайте поговорим о химически опасных объектах. Например, ОАО “Крекинг” (рисунок 1) использует серную кислоту для очистки нефтепродуктов.
 (сл.9) АО “Техстекло”, АО “СЭПО” (рисунок 2) и другие предприятия используют аммиак.
(сл.10)В случае аварии на одном только АО “Нитрон” (рисунок 3) возможен выброс 40 тонн хлора и 645 тонн акриловой кислоты.
 АО “Техстекло”, АО “СЭПО” (рисунок 2) и другие предприятия используют аммиак.
(сл.11) Государство уделяет большое внимание защите населения от воздействия АХОВ. Требования к эксплуатации АХОВ отражены в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 21 июля 1997 г.
(сл.12) В нем обязывают каждому ХОО определить класс опасности и соответствующий ей  размер санитарно-защищённой зоны.  Для I класса – 1000 м., для II500 м., для III300 м., для IV100 м., для V50 мВы можете выполнить исследовательскую работу о ХОО Балашова: выяснить,  соответствует ли размер санитарно-защищённой зоны классу опасности этого предприятия?
(сл.13) В нашем регионе тоже принята областная программа «Система химической и биологической безопасности ДНР  на 2016 год». С мероприятиями, предусмотренными этой программой, познакомимся на следующих уроках, а сегодня лишь назовём 6 самых химически опасных населённых пунктов области, отмеченных в этом документе: г.г.Донецк, Макеевка, Харцизк, Зугрес, Горловка, и т.д..
Физкультминутка
Учитель: А сейчас поработаем в группах.  Представьте, что вы представители средств массовой информации (СМИ). Ваша задача - донести до населения информацию о конкретном химическом веществе. Вы должны по раздаточному материалу «Характеристика некоторых наиболее распространенных АХОВ»  подготовиться к публичному выступлению, указав характеристики вещества, его влияние на человеческий организм. Прежде, чем вы приступите к работе, сделайте в тетради таблицу, мы заполним в таблице первые 3 колонки, 2 последних будем заполнять по мере изучения на следующих уроках).  (ученики читают 5 минут, затем рассказывают, остальные  во время ответа товарища делают записи в таблице)
 (сл.14) Все химические вещества делятся на четыре класса: чрезвычайно опасные; высокоопасные; умеренноопасные; малоопасные.
Из чрезвычайно опасных выберем ртуть. (рассказ).
Из высокоопасных– синильная кислота (рассказ).
Из умеренно-опасных сероводород (рассказ).
К мало опасным относится аммиак. О нём и о высокоопасном хлоре вы найдёте материал в учебнике, и дома внесёте их в таблицу. Это очень важно, так как это самые распространённые вещества, применяемые на ХОО.
III.
Что нового узнали на сегодняшнем уроке? Запишите в 3 колонку. Что такое АХОВ, ХОО?
Домашнее задание: Сообщения о крупнейших авариях на ХОО, ХОО в ДНР




















Комментариев нет:

Отправить комментарий